Подготовка бизнеса к продаже
При продаже бизнеса наиболее сложным и ответственным шагом является первоначальное принципиальное решение. Все остальное — дело техники. Но техники также очень и очень непростой.
В вопросе подготовки бизнеса к продаже можно выделить идеологические, технические и организационные моменты. Самым главным является идеологический момент, когда бизнесмен приходит к выводу, что он хочет продать часть своего бизнеса или весь — целиком.
Причины могут быть разными. Например, бизнес продается потому, что его хозяин желает заняться другими делами; с ним, скажем, случился кризис среднего возраста, ему хочется просто сесть и начать рыбачить или выращивать цветы.
ругой вариант — он думает о продаже части своего бизнеса, поскольку это необходимо для развития. Бизнес вырос до такой стадии, что без серьезного партнера уже не может расширяться — для экспансии и борьбы с конкурентами не хватает либо денег, либо связей.
При любом варианте необходимо обратить внимание на несколько организационных моментов. Прежде всего, посмотреть, структурирован он или нет. Недавно мои хорошие друзья пытались продать свой бизнес, может быть, и неплохой, но было совершенно не понятно, в чем заключается его ценность, как участвуют в нем различные юридические лица, и что именно продается. И поэтому сделка не прошла.
Структуризацией бизнеса профессионально занимаются такие ужасные люди, как инвестиционные банкиры и юристы — целая толпа хищников, которая попытается у вас что–то отщипнуть — неведомо, за что. Однако результатом их деятельности является как раз та самая структуризация, приведение бизнеса в соответствие с международными стандартами. И, тем самым, — повышение его ценности. Структурировать бизнес — значит, оформить его нормально в виде некоего юридического лица или концерна, группы. Сделать так, чтоб можно было купить его доли, паи или акции, чтобы у них была понятная инвестору цена, и т. д. Второй момент — бизнес должен быть прозрачным с точки зрения управления и отчетности. Очень распространена ситуация, когда инвестор, желающий купить бизнес, не может понять, как он устроен. Когда в компании директор — не директор, совет директоров — не совет, и вообще, все держится на одном владельце, который числится в штате заместителем директора, а иногда может быть и завскладом. Формально этот бизнес может быть и структурирован, но купить его в таком виде нельзя — он крепится либо харизмой, либо чем–то еще. Пригодный к продаже бизнес должен быть выстроен, как машина, которая едет независимо от того, какой водитель в нее сел.
Если покупателем выступает западная структура, обычно требуется проходить процедуру соответствия — compliance. В западных инвестиционных банках ею занимаются целые отделы, которые допытываются буквально до всего, вплоть до подробных биографий ваших бабушек и дедушек. Им важно понять, кто же фактически является владельцем бизнеса, кто стоит за членами совета директоров и т. д. Кроме этого, их до мельчайших подробностей интересуют вопросы отчетности и управления. Естественно, в бизнесе не должно быть никакого криминалитета — западники от этого бегут, как от кошмара.
Конечно, все эти процедуры имеет смысл проходить, если объемы бизнеса превышают некую планку. Тогда мучения стоят результата: прозрачный бизнес с годовой прибылью в десяток миллионов долларов может оцениваться на рынке до ста миллионов. Если же бизнес закрыт, то за него вряд ли дадут больше двадцати–сорока миллионов. То есть цена раскрытия бизнеса может составлять десятки и сотни миллионов долларов. И тут уже нужно решать, стоит трудиться ради таких денег или нет.
Если речь идет о выходе на фондовый рынок, нужно понимать, что вряд ли есть резон делать это предприятию с объемом годовых продаж меньше пятидесяти миллионов долларов. Скорее всего, акции такого предприятия никогда не будут ликвидными. Компания с годовым оборотом более ста миллионов долларов уже является достаточно ликвидной. Из предприятия с оборотом более пятисот миллионов долларов можно потенциально сделать «голубую фишку» или твердого середняка второго эшелона. Небольшое предприятие, с оборотом менее пятидесяти миллионов долларов, способно заинтересовать фонды прямых инвестиций или частного инвестора (см. колонку «Что нужно инвестору» в № 12 «Бизнес–журнала»).
Период, за который отчетность должна быть у продающегося предприятия в полном порядке, составляет, как минимум, два года. Обычно от принятия решения о продаже до непосредственной сделки проходит около полутора лет. Важным фактором являются макроэкономические условия — никто не может дать гарантию, что завтра не начнется какой–нибудь кризис. Но это, сами понимаете, вопрос творческий.
Технически процедура вывода компании на фондовый рынок осуществляется также при помощи тех самых хищников и акул капитализма — инвестиционных банкиров. Они готовят проспект эмиссии, содержащий подробную и определенным образом организованную информацию о предприятии. Эта работа занимает, как минимум, месяц. Затем подготавливается комплекс технических мероприятий по листингу и выходу на рынок. Очень важный момент связан с андеррайтингом, или подпиской. Если одна компания или инвестиционный банк выкупает всю эмиссию и дальше распоряжается ею по своему усмотрению, эта схема называется ответственным андеррайтингом. Риски ответственного андеррайтера велики, но велик и его доход — 5–10%, а иногда и более, от объема эмиссии. Другой вариант — неответственный андеррайтинг: выкупается лишь часть эмиссии и организуется представление компании перед инвесторами. В этом случае андеррайтер обычно в качестве комиссии за свою работу получает до 5% от объема проданной эмиссии. Но и риски выходящей на фондовый рынок компании тогда выше — эмиссия может не быть распродана полностью.
Найди работу в Google!!!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Архив блога
-
▼
2007
(1313)
-
▼
ноября
(1032)
- Студентов переведут на государственный пластик
- Медики не идут в фармацевты
- Как сделать из аттестации повод для прибавки к зар...
- Властелин и льстец
- Красота спасет… кошелек
- Читаем резюме по методу Шерлока Холмса
- Компании хотят быть лучшими работодателями. Соревн...
- О чем может рассказать почерк?
- «Ушла во цвете лет», или 6 ситуаций, когда не стои...
- Онлайн технологии поиска специалистов против холод...
- Порочный круг: как работаем - так и получаем, и на...
- Вынужденная мера
- Педанты с интересами
- Смотреть "на сторону" - не грех
- Как научиться профессии менеджера по персоналу
- Как собрать рекомендации для будущего работодателя
- Офис: чувствуйте себя как дома!
- Притирка, ближний бой, консенсус: этапы построения...
- Выше голову, или как поднять свою самооценку?
- Западная и восточная деловые культуры
- Кто такой кейтерье и как на него выучиться
- Не бойтесь жизнь переменить
- Ошибки молодости
- Методика собеседования при приеме на работу
- Поиск работы от противного редко приводит к положи...
- Средства выразительности деловой речи
- Сколько зарабатывает страхагент
- 14% мужчин и 11% женщин готовы сообщить об увольне...
- Быстрая карьера в фаст-фудах - рекламный трюк
- Денежный закон
- Кадровик или HR-менеджер?
- Выбор за вами.Профзаболевания дизайнеров и экономи...
- Гражданин начальник
- Если «корочки» - не хлебные…
- Коллекционеры человеческих судеб
- Почем хлеба вольные?
- Привести себя в порядок. Профзаболевания актеров и...
- Сила слабого пола
- Ставка на крупье
- Кадровый имидж компании
- Карьера. Кого работа любит?
- Пришел, увидел, победил?
- Профи. Тайны нерешительности и настойчивости
- Семья или карьера?
- Совет. Где "превратиться" в инженера
- Совет. Как правильно критиковать подчинённых
- Типология офисных чудаков. Балбес, Умник...
- В чем состоят восемь принципов успешного студента?
- Если вы – руководитель, как создать себе черный пиар?
- Журналист – это звучит гордо
- Как добиться успеха?
- Как правильно заполнять анкету при трудоустройстве?
- Карьера. Кого работа любит?
- Непотопляемые вакансии
- Операция "Мотивация"
- Отчет о проведении выставки "HR-Бюджет"
- Вдохновение и мотивация
- Как сделать вашу речь на работе убедительной
- Совет. Когда лучше общаться с руководством
- Мужчина в женском коллективе
- Деньги, которые удовлетворяют
- Как выжить, когда вас выживают
- Куда девать бухгалтеров, где взять токарей?
- Требование: до 40 лет
- Требуются асы креатива
- Тонкости семейного бизнеса
- Не теряя времени
- Самые худшие профессии в 2007 году
- Тяжело в собеседовании - легко в работе
- Видеорезюме – есть ли у них будущее?
- Как вы сами себе мешаете добиться результата, даже...
- Как правильно искать работу?
- Как разводят фрилансеров?
- Почему не работают известные теории мотивации перс...
- Стоит ли заводить друзей на работе?
- Лучше всего работать ночью и в полной тишине
- Пришел, увидел, победил?
- Как выглядит идеальный препод?
- Совет. Как правильно критиковать подчинённых
- Совет. Стоит ли обучать персонал
- Как провести деловой диалог эффективно?
- «Яндекс» открыл школу анализа данных, чтобы найти ...
- За год украинских миллиардеров стало на девять больше
- На фермах Британии трудятся дети-рабы
- Самомотивация
- Ежегодный Форум менеджеров по персоналу и руководи...
- Медицинский представитель
- Как осуществлять контроль за ленивыми работниками
- Когда кричит начальник
- Первый день на новой работе - больший стресс, чем ...
- Психологи-мужчины: Умных мужчин больше, чем умных ...
- Философия и идеология фирмы в работе с персоналом
- Американцы опубликовали рейтинг самых высокооплачи...
- Думай или сиди
- Как оставаться искренним и честным в любой ситуации?
- Конфликты на работе: пособие для руководителей
- Уровень зарплат выпускников МВА на Западе достиг к...
- Как ускорить собеседование с работодателем?
- Собеседование с работодателем: подготовка.
- Самые перспективные женские профессии
-
▼
ноября
(1032)
Комментариев нет:
Отправить комментарий