Найди работу в Google!!!

Google

суббота, 1 декабря 2007 г.

Тренинг на природе: отдых или работа?

Прыжок с 25-метровой высоты, преодоление полосы препятствий, проникновение сквозь веревочную паутину – все это элементы активного тренинга по командообразованию. Что, помимо выброса адреналина и эмоционального подъема, дает выполнение подобных упражнений? И вообще, зачем вывозить сотрудников в лес, если обучение навыкам командной работы можно без особых хлопот организовать в спортзале или даже в аудитории? О различных аспектах темы интерактивного обучения персонала на открытых площадках рассказывает директор по продажам компании Team Systems, психолог Дмитрий Александрович ГОРЕЛОВ.

Зачем нужны экстремальные ситуации

Человек, заставивший себя прыгнуть с большой высоты, понимает, что его возможности гораздо шире, чем он думал. “Господи! Я сделал это!” — кричит он, совершив прыжок. Меняется самооценка, появляется внутренняя свобода и ощущение легкости, большая уверенность в себе.

Помимо раскрытия внутренних резервов и реализации личностного потенциала в ходе тренинга налаживается межличностное взаимодействие, отрабатываются тактика и стратегия принятия решения, процесс делегирования полномочий.

Интерактивное обучение на природе создает особую атмосферу “здесь и теперь”, когда участники дистанцируются от проблем и конфликтов обыденной жизни, а также формирует условия для психологической и физической разрядки. Как правило, любая, даже искусственно созданная, экстремальная ситуация срабатывает катализатором всех психических процессов в группе. В ограниченном временном пространстве, особенно на природе, все протекает быстрее. По оказываемому эффекту один день тренинга на природе может быть равен нескольким дням аудиторных занятий.

Если соответствующим образом разработать структуру и содержание тренинга, можно активизировать именно те процессы, которые наиболее важны на текущем этапе становления коллектива. Это делает процесс командообразования составной частью процесса развития компании в целом.

Team building как элемент корпоративного обучения

В современном бизнесе командная работа является одним из главных слагаемых успеха. Там, где это понимают, тренинги по методикам team building становятся частью системы обучения персонала. Такие фармацевтические компании, как “Авентис”, “Новартис”, “Аптеки 36’6”, уже используют интерактивные формы обучения сотрудников командной работе на открытых площадках. Но в целом спрос на такие тренинги пока небольшой, в отличие от востребованности организации развлекательных корпоративных мероприятий. Среди фирм, которые предлагают на рынке так называемый фан-драйв, есть профессиональные компании, которые готовят очень качественные проекты, но они имеют лишь опосредованное отношение к тренингам по командообразованию.

В этой связи хотелось бы пояснить следующее: необходимо четко разделять два формата групповых мероприятий – корпоративный отдых с элементами командообразования и социально-психологический тренинг с элементами корпоративного отдыха. Подход к их организации – совершенно разный и, соответственно, эффект от проведения тоже. В первом случае участники группы отдыхают, взаимодействуя между собой исключительно на эмоциональном уровне. После отдыха остаются позитивные впечатления и ощущения, которые потом в той или иной степени в течение определенного времени будут влиять на состояние коллектива. Безусловно, это очень полезно для общего процесса сплочения группы, но говорить о формировании действительно эффективной команды, вышедшей на качественно иной уровень развития, вряд ли возможно. Эту задачу выполняет второй вид совместных мероприятий. Но это уже не столько отдых, сколько серьезная работа.

Формула командной работы

Начинается такая работа, как правило, с предтренинговой экспертизы, которая позволяет проанализировать и выявить актуальный уровень развития команды и возможности потенциального роста персонала. Такую диагностику осуществляют либо HR-менеджер компании, либо сотрудники консалтинговой фирмы. Прежде всего нужно понять, на какой стадии развития находится коллектив. Это может быть некая диффузная группа, которую необходимо превратить в команду, или уже сформировавшийся коллектив, работу которого следует поднять на более высокий командный уровень.

После проведения комплекса диагностических мероприятий становится понятно, какие именно компетенции участников группы должны быть выбраны для развития как приоритетные. И тренинг моделируется таким образом, чтобы эти компетенции были наиболее эффективно простимулированы и реализованы.

Участники тренинга проходят различные “испытания” всей командой, шаг за шагом вырабатывая оптимальную “формулу” командной работы. Специально подобранные задания позволяют в игровой форме выявлять и гибко менять ролевые установки, улучшать взаимодействие в команде.

Диагностика эффективности тренинга

После завершения тренинга происходит обсуждение его результатов. Очень важно понять, кто, какие роли играл и каковы были особенности взаимодействия в команде каждого участника. Анализ результатов тренинга помогает участникам осознать собственную позицию в команде, увидеть себя со стороны, создать общее коммуникативное поле. Возникают условия для оптимального распределения ресурсов в команде (ролей, ответственности и пр.)

Чтобы понять, насколько эффективно прошли занятия, спустя некоторое время необходимо провести послетренинговую диагностику – проследить, что изменилось в коллективе. Для этого проводится анкетирование, собеседование с участниками, руководителями и HR-менеджером. И сравниваются результаты: состояние группы до и после тренинга. Составляются соответствующие графики, которые показывают динамику развития команды. Если нужно внести какие-то коррективы в этот процесс, вырабатываются рекомендации, касающиеся, например, организационных изменений или мотивационных факторов. Иногда, чтобы закрепить командообразующие навыки, возникает необходимость провести дополнительные тренинги

Комментариев нет:

Закладки

Сохранить страницу на сервисе закладок Bobrdobr.Ru! Добавить в МоёМесто.ru Добавить страницу к Мистеру Вонгу сохранить на RUmarkz

Архив блога