Найди работу в Google!!!

Google

среда, 17 декабря 2008 г.

Бизнес-план

О чем мы вообще?


Что такое бизнес-план?
Бизнес план может быть толстым цветным документом с множеством таблиц и графиков, а может быть написан от руки на листке бумаги… Главное, он должен быть ПЛАНОМ, выполнение которого позволит получить ПРИБЫЛЬ, ради чего и начинается любой БИЗНЕС.

В принципе под бизнес план мы можем подвести практически любое наше действие, ведь совершая определенные действия мы чего-то хотим достичь, правильно? Вот и получается что для достижения целей и задач нам требуется эти цели и задачи спланировать и проработать...



Бизнес-идея


В основе любого плана лежит идея бизнеса.
Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться. Она может быть выражена одной фразой, например: "Буду шить дома шапки из меха!"

Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень сильно зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее. Новичку же нужно выбрать очень хорошую (успешную) бизнес-идею.

Успешная бизнес-идея
Ни для кого не секрет, что бывают ситуации, когда некоторый бизнес "без особых усилий" начинает быстро развиваться - можно вспомнить быстрое завоевание России йогуртами. Фирмы, торговавшие йогуртами, росли как на дрожжах. На тот момент бизнес-идея поставлять в Россию из-за рубежа йогурты была потенциально успешной, только очень неумелый человек мог сделать убыточным такой бизнес.
Эту же идею в настоящее время можно смело назвать проигрышной, отечественные йогурты продаются в каждом магазине, импортные йогурты вряд ли ожидает теплый прием покупателей как минимум из-за их высокой цены и насыщенности рынка.
Большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, ориентируясь исключительно на примеры, которые у всех на виду. Бизнес-идея, выбранная по такому принципу, как правило, содержит ссылку на этот образец: "Буду торговать мороженым, как моя знакомая".
Может ли быть успешной такая идея? Может, но наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.



Про уникальность


Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной.
Например, один предприниматель решил изготавливать специально защищенные светильники для подъездов жилых домов. Его выбор был основан на том, что существующие защищенные ("гаражные") светильники оберегают лампочку от ударов, но не предотвращают ее кражу. Сконструированный им светильник был неказист, но зато делал невозможной кражу лампочки и всего светильника без специального инструмента. Этот начинающий предприниматель предложил товар, которого не было на рынке, поэтому его бизнес-идею стоит оценить как очень успешную.

Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать "тряпку", не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.
Часто не требуется даже придумывать, достаточно только применить увиденное в другой области. Гибкие шланги использовались очень широко, но при подключении сантехники всегда применяли металлические трубы. Из-за этого приходилось вызывать сантехника, он гнул трубы и с использованием сварочного аппарата, наконец, устанавливал кран. Потом догадались выпустить специальные шланги для водопровода. Теперь каждый может подвести воду к крану на кухне самостоятельно с помощью обычного гаечного ключа...
Иногда идея уже используется, но в другом регионе или стране. Очень много идей до сих пор привозят наши соотечественники с Запада, и наоборот, во время перестройки большой популярностью за рубежом пользовалась наша периодика с "советами домашнему мастеру".

Не всякая оригинальная идея будет успешной.
Очень много зависит от того, есть ли объективные предпосылки для ее успеха.
Например в большом городе сейчас активно развиваются салоны, занимающиеся изготовлением портьер. Это вполне оригинальная и своевременная идея, т.к. большинство их нас прекрасно понимает, что окно может быть закрыто не только примитивной занавесочкой. Но немногие могут грамотно выбрать дизайн, а тем более качественно изготовить портьеры. Опять же идея открыть подобный салон в поселке будет оригинальна, но явно не успешна.


Успешная идея должна быть подкреплена следующим:

1. Покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет. В некоторых случаях покупатель может еще не знать о вашем товаре, но тогда он должен понимать его полезность для него. Например, покупатель может не знать о существовании какого-то лекарства, но он понимает его полезность;

2. Покупатели должны быть готовы заплатить вашу цену товара. Все бы мы хотели иметь автомобиль, но не у всех есть деньги на его покупку. Если вы решаете вопрос о производстве экологически чистой сметаны, то не достаточно спросить десяток односельчан, нужна ли она им. Почти все едят сметану и все предпочитают экологическую чистоту. Все ответят – да! Но если спросить, заплатят ли они за экологически чистую сметану вдвое дороже, то ответ, скорее всего, будет отрицательным...

Потребность в продукте совсем не то же самое, что готовность выложить за него деньги.
Спрос на оригинальный товар очень сложно оценить. Казалось бы, и полезен новый товар, и недорого стоит, но покупать его почему-то не спешат. Просто покупатели не готовы воспринять ваш товар или услугу. Необходимо считаться с тем, что люди не меняют резко своих привычек. Картофелечистки существуют не один десяток лет, стоят они не дороже ножа и сильно упрощают чистку овощей, но до сих пор многие противятся их использованию и чистят картошку по старинке. Именно поэтому успешная бизнес-идея не должна быть "излишне" оригинальной. Торговля чудо-товарами может оказаться как сверхприбыльной, так и разорительной. Зато продажа слегка улучшенных обычных товаров пусть и не принесет златых гор, но и убыточной точно не станет.



"Совместимость"


Чем меньше рисков – тем лучше.
Вложение своих денег в покупку морозильного лотка для торговли мороженным летом выглядит очень заманчиво, однако, если лето выдастся дождливым, то заработать ничего не удастся. В то же время торговля хлебом гораздо менее рискованный бизнес... winked

Подходящая бизнес-идея
Даже самая успешная бизнес-идея может быть совершенно не подходящей для вас. К примеру, сейчас комиссионная торговля переживает второе рождение, и мысль открыть комиссионный магазин представляется перспективной. Но если вы никогда не были связаны с торговлей и плохо ориентируетесь в ценах, то вам не стоит этим заниматься. Подходящая бизнес-идея – это такая идея, которая опирается на возможности бизнесмена, его знания и опыт. Как определить, подходит ли вам та или иная идея бизнеса? Проще простого: ответьте на вопрос, почему именно вам этот бизнес удастся лучше, чем другим.

Редко кто рассматривает свое хобби как основу бизнеса. А жаль, это очень подходящий бизнес: вы много знаете в этой области, имеете опыт, любите свое хобби, а сделанная с любовью работа обязательно будет оценена потребителем, будь то вышивание бисером или выращивание цветов. Наконец, бизнес может быть подходящим в силу ваших личных особенностей. Печатанье на машинке требует аккуратности и терпения, такая деятельность аккуратному и терпеливому человеку подойдет гораздо больше, чем быстро печатающему, но делающему много ошибок. Не стоит становиться продавцом тому, кто не любит общаться с людьми и свободное время проводит один перед телевизором.

Подведем итог: ваши особенности – знания и умения, черты характера, имущество, которым вы владеете – могут делать вас более приспособленным для ведения какого-то бизнеса. Вы сразу получаете преимущество по отношению к тем, кто данными качествами не обладает.



Планировка бизнеса

Бизнес-идея, сформулированная в виде одного предложения, может быть гениальной, но из нее непонятно, что же нужно делать, чтобы получить заложенные в ней миллионы. Искусство бизнеса состоит не только в поиске бизнес-идеи, но и в ее грамотном осуществлении. Организовать успешный бизнес ничуть не проще, чем построить хороший дом. Стали бы вы строить дом без детального плана? Создание плана требует тщательности и учета всех деталей. Если вы уже поняли, что делает планируемый бизнес успешным, а что этому мешает, то первый шаг сделан. Если вы можете ответить, почему он вам подходит – это еще один шаг.
Первое и главное заблуждение начинающих бизнесменов насчет клиентов можно выразить примерно такой фразой: "Все будут покупать мои деревянные ложки, потому что они – лучшие!" На самом-то деле, клиентам нужны не деревянные ложки как таковые, а удовлетворение их потребностей, например:
— иметь сувенир, элемент дизайна кухни в народном стиле;
— пользоваться ложкой, не царапающей антипригарное тефлоновое покрытие.

Различие в потребностях влечет за собой различие в критериях выбора товара покупателем:
— искатели сувениров будут в первую очередь обращать внимание на красоту, при этом им совершенно безразлично, удобно ли этой ложкой есть;
— те, кто использует тефлоновые сковородки, купят не раскрашенную ложку и будут пристально оценивать, насколько удобно ею пользоваться.
Можно ли продать одну и ту же ложку обеим категориям покупателей? Можно, если сделать ее такой, чтобы она удовлетворяла обе потребности. Например, это может быть ложка, декор которой будет не нарисован, а вырезан или выполнен выжиганием.

Еще одна ошибка начинающих – представление о том, что они прекрасно знают, почему клиенты покупают их товар. «Женщины приходят ко мне стричься, потому что я отлично стригу,» – утверждает парикмахер. Однако, если спросить самих клиенток, то причин будет намного больше:
— приемлемая цена;
— с мастером приятно поболтать;
— нравится интерьер парикмахерской;
— сюда же ходит начальница;
— салон расположен на 3 этаже и прохожие не могут заглянуть в окно;
— и еще много самых разнообразных причин...
Несомненно, мастерство парикмахера ничем не заменишь, но если посетители очень ценят возможность поговорить с мастером, то разговорчивый посредственный мастер может легко переманить клиентов у молчаливого суперпрофессионала.



Конкуренция


Уже на стадии планирования бизнеса надо оценить уровень конкуренции, с которым вам придется столкнуться, и наметить пути "победы над конкурентами". Необходимо знать, что бывают виды деятельности, где конкуренция всегда очень сильна. Примером может служить торговля картофелем. Производителей и продавцов картофеля очень много и жесткая конкуренция между ними приводит к низкому уровню цен.
В условиях сильной конкуренции продавцы могут привлекать покупателей почти исключительно с помощью низких цен. Понятно, что таких условиях очень трудно организовать прибыльный бизнес. По возможности следует избегать видов деятельности, которые втянут вас в ценовую конкуренцию. Лучший вариант – отсутствие прямых конкурентов. Но это возможно только при оригинальной бизнес-идее.

Для оценки конкурентоспособности вашего будущего бизнеса и разработки плана конкурентной борьбы следует составить список конкурентных преимуществ. Этот список включает факторы, позволяющие вам победить в конкуренции. Конкурентные преимущества бизнесмена, планирующего заняться продажей с лотка кондитерских изделий, может выглядеть следующим образом:
— свой дом рядом с местом торговли, что позволит обойтись без автомобиля для ежедневной перевозки товара и оборудования, а также избежать затрат на аренду склада;
— наличие товароведческого образования и опыта работы с кондитерскими изделиями, что поможет грамотно формировать ассортимент и давать квалифицированные советы покупателям;
— самостоятельно изготовленная витрина, дающая покупателям хорошо рассмотреть товар, а также крупные и детальные ценники, отпечатанные дома на компьютере.



Риски


Риски - это те обстоятельства, которые не зависят от бизнесмена, и могут привести к существенному ухудшению бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности).
Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:
— оценить вероятность того, что планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты;
— заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.

Как пример, приведем перечень рисков для распечатки текстов на домашнем компьютере:
— компьютер может сломаться, что потребует значительных затрат на ремонт;
— могут сильно подорожать расходные материалы для принтера, из-за чего придется повысить расценки, и потерять часть клиентов;
— быстрое распространение домашних компьютеров позволит их владельцам распечатывать тексты дома;
— в образовательных учреждениях могут открыться компьютерные классы, где клиенты смогут делать все самостоятельно.

Самым серьезным риском является риск поломки, но его можно уменьшить путем регулярной профилактики и точного соблюдения правил использования. Другие риски, хотя и не столь высоки, но им практически нечего противопоставить. Обобщая эти риски, можно констатировать, что распечатка текстов на компьютере является умирающим бизнесом, и это самый большой риск.

Риски могут быть оправданной платой за большую прибыль, но неопытному предпринимателю лучше начинать бизнес с более надежных вариантов. belay




Начало бизнеса

На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить детальный план действий для организации бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации и пр. Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано. Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса. Имеются ли у вас эти деньги? Можете ли вы их достать?

Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, можно ли первое время обойтись без каких-то трат, отнеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды. Возможно, вам просто нужно отказаться от "наполеоновских планов", и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое.

Установив сроки выполнения всех работ, вы получите дату начала деятельности. До этого момента вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли он поздний? Будет ли вам хватать на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат? Нельзя игнорировать те работы, которые не требуют затрат, например, регистрации в налоговой инспекции, т.к. эта работа займет у вас определенное время. Если вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний период, чем это будет возможно. В результате ваши средства могут кончиться до того момента, когда поступят деньги от клиентов.



Доходы и расходы


После того, как вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного периода, надо начать рассчитывать текущие финансовые показатели. Если ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров.

Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами:
— узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне);
— оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).

Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это не так уж и много. Ваше суждение может быть основано на посещении рынка в воскресенье, но по этому нельзя судить, ведь есть и рабочие дни. Если вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов.

В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль (доходы минус расходы) по каждому месяцу, но и так называемое движение денежных средств.
Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, несмотря на то, что бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку и принять решение о путях ее устранения: изменением плана или получением кредита.



Оформление


Бизнес-план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с вашим бизнесом. Бизнес-план должен дать ответы на два вопроса:
— Почему этот бизнес жизнеспособен?
— Насколько он прибыльный?

Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что вы хорошо изучили выбранный вид деятельности. Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов, должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.

1 комментарий:

Ольга Полуэктова комментирует...

Очень интересная статья. Немалую роль в успехе бизнеса играет имидж - облик, манера держаться, говорить, жесты, мимика. Думаю, это тоже важно упомянуть, говоря о достижении целей. Вы согласны?

Закладки

Сохранить страницу на сервисе закладок Bobrdobr.Ru! Добавить в МоёМесто.ru Добавить страницу к Мистеру Вонгу сохранить на RUmarkz

Архив блога